Начало  |  Скачать  |  Описание  |  Скриншоты  |  Редактор  |  Караоке  |  Словари  |  Регистрация  |  Контакты  |  Форум 

 
"Ты сделал уникальную программу, которая действительно помогает в изучении иностранных языков" (Серж Чевычелов) "Чувствую в ближайший, как минимум год, ваша программа будет самой главной в моей пальме" (Владимир Цховребов) "Спасибо тебе за такую интересную программу - приятно что и наши умеют что-то толковое написать!" (Игорь Кокоцкий)

LearnWords icon    

LearnWords
программа для изучения слов английского и любого другого иностранного языка

    1 место в номинации 'Наука и образование'     Скачать LearnWords для iOS (iPhone/iPad) Скачать LearnWords Android с Google Play
English 
Russian

Культурологический дидактический подход в образовании

Культурологический подход к содержанию образования был разработан в 80-е годы ХХ в. коллективом ученых под руководством В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина. Отметим, что в педагогике есть несколько различных трактовок культурологического подхода. Например, Е.В. Бондаревская разрабатывает культурологическую концепцию личностно ориентированного образования. Культурологический подход в ее понимании — это видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть понимание его как культурного процесса, осуществляющего¬ся в культуросообразной образовательной среде, все компо¬ненты которой наполнены человеческими смыслами и слу¬жат человеку, свободно проявляющему свою индивидуаль¬ность, способному к культурному саморазвитию и самоопре¬делению в мире культурных ценностей.

Мы рассматриваем конкретную концепцию отбора содержания образования, которую точнее было бы назвать социокультурной. Отметим, что при ее разработке концепция культурологической не называлась. Это название дано позже В.В. Краевским, исходя из того, что содержание образования предлагается черпать из культуры, накопленной человечеством. В данной концепции содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт, в структуру которого входят знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Формировать содержание образования предлагается «сверху», с уровня общего теоретического представления. На данном уровне формируется представление о содержании образования, которое должен освоить ученик в школе. Это содержание не разделяется на отдельные учебные предметы, оно целостно, поэтому названо допредметным содержанием образования. На втором уровне – учебного предмета – допредметное содержание разделяется на предметные области и конкретизируется в зависимости от основных функций, специфики учебного предмета. На третьем уровне учебного материала - разработчик содержания определяет, какой конкретный учебный материал включить в содержание учебного предмета: какие понятия ввести, какие законы и теории рассмотреть, какие историко-научные, философские, методологические знания должны усвоить ученики. Отбор данного содержания осуществляется с учетом ориентиров, сформулированных на первом и втором уровнях. Первый, второй, третий уровни – это уровни проектируемого содержания образования.

Четвертый уровень – педагогической действительности – когда содержание образования становится частью процесса обучения, включается в учебный процесс. Пятый уровень – личностный уровень, на котором содержание образования становится достоянием личности, присвоенным ею личным опытом.

Дидактическая модель учебного предмета, разработанная в культурологической концепции, представляет собой некоторую целостность, которая в неразрывном единстве включает предметное содержание и средства его усвоения, развития и воспитания учащихся. В модель учебного предмета входят две части – два блока: основной, включающий то содержание, ради которого учебный предмет введен в учебный план, и блок средства (или процессуальный), обеспечивающий усвоение этих знаний, формирование умений, развитие и воспитание школьников.

Разработанная модель учебного предмета позволила разделить все учебные предметы по ведущему компоненту содержания образования на предметы: с ведущим компонентом «научные знания» или основы наук (физика, биология, география); с ведущим компонентом способы деятельности; с ведущим компонентом «художественное образование и эстетическое воспитание».

В модель естественнонаучного учебного предмета Л.Я. Зорина включает:

Понимание учебного предмета в культурологическом подходе подтверждает, что этот подход является разновидностью традиционного. На первый план в преподавании естественнонаучных дисциплин ставятся научные знания, и весь процесс обучения направлен на обеспечение их усвоения. Философские, методологические, логические знания рассматриваются как вспомогательные, т.е. они также необходимы для успешного усвоения конкретных научных знаний.

Отметим, что за почти 30-летнюю историю своего существования, культурологический подход не стал инструментом отбора содержания образования в полной мере. Отдельные его положения используются, но отбор содержания образования, начиная с верхнего уровня теоретического представления о содержании образования (допредметного), не производился. Ситуация изменяется только сейчас, при разработке общей методологии, концептуальных основ образовательных стандартов второго поколения методисты предлагают выделить фундаментальное ядро общего образования, которое как раз и представляет собой допредметный уровень.


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться


Copyright 2002-2016 LearnWords Software  Контакты
E-mail: author@learnwords.com